Законопроект №2897: реформа значительнее, чем введение уголовных проступков

Законопроект №2897 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о введении уголовных проступков» зарегистрирован в Верховной Раде 19 мая 2016 г. и подготовлен к первому чтению.

Речь идет об изменениях в Уголовный кодекс Украины (далее по тексту – УК), Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее по тексту – КУоАП), Уголовный процессуальный кодекс Украины (далее по тексту – УПК), Уголовный исполнительный кодекс Украины (далее по тексту – УИК).

В СМИ отдельные представители правоохранительных органов утверждают о несвоевременности законопроекта, называют его излишне гуманным и «способствующим разгулу преступности». Однако я пришла совершенно к иным выводам.

Законопроект №2897 не сводится только к вопросу об уголовных проступках. Предложенные изменения – повод почти полностью переписать учебники по уголовному праву.

Впервые дано определение уголовного правонарушения – предусмотренное УК виновное деяние (действие или бездеятельность), совершенное субъектом уголовного правонарушения (ч.1 ст.11 УК).

Введен институт уголовного проступка — наказуемое согласно Общей части и Книге 2 Особой части УК виновное противоправное деяние (действие или бездеятельность), совершенное субъектом проступка, которое причиняет вред или создает угрозу причинения вреда лицу, обществу или государству (ч.1 ст.11-1 УК), однако только:

  • умышленное или неосторожное деяние, причиняющее существенный вред, который не является значительным вредом или тяжкими последствиями;
  • умышленное деяние, создающее угрозу причинения значительного вреда .

Изменено определение уголовного преступления: наказуемое согласно Общей части и Книге 1 Особой части этого кодекса виновное противоправное деяние (действие или бездеятельность), совершенное субъектом преступления, которое причиняет вред или создает угрозу причинения вреда лицу, обществу, государству или человечеству (ч.1 ст.11-2 УК), однако только:

  • умышленное или неосторожное деяние, причиняющее значительный вред или тяжкие последствия;
  • умышленное деяние, которое создает угрозу причинения тяжких последствий.

Таким образом, исключен признак преступления – его общественная опасность. Авторы законопроекта называют его научной абстракцией со времен СССР, которая на практике себя не оправдала.

Кроме того, критерии значительного, крупного, особо крупного вреда и других последствий уголовных правонарушений четко определены и унифицированы для всего УК.

Введено понятие «расчетная единица» для квалификации преступлений, она составляет 30 грн. (ст.10 УК).

Сейчас критерии размера вреда разные для разных статей и групп статей, указаны в примечаниях к соответствующим статьям. Привязка идет к необлагаемому налогом минимуму доходов граждан, равном (в целях квалификации преступлений) налоговой социальной льготе – на данный момент это 689 грн.

Что это означает на практике?

Например, по ч.1 ст.212 УК уклонение от уплаты налога вменяется, если сумма недоимки составляет значительный вред. На данный момент это 689 000,00 грн., а по законопроекту – 30 000,00 грн.
В этом примере мы видим криминализацию деяний, за которые раньше уголовная ответственность отсутствовала.

Терминология УК систематизирована, унифицирована и вынесена в Приложение №2 к УК (содержит 75 терминов).

Изменена классификация преступлений:

  • нетяжкие;
  • тяжкие;
  • особо тяжкие.

Введено правило, по которому наказуемым является только умышленное деяние, если ответственность за неосторожное деяние прямо не указана в статье УК. Согласно этому правилу уточнены некоторые статьи в Особенной части УК.

Сама квалификация преступлений из научно-практического института стала институтом законодательным: впервые правила квалификации установлены в самом УК (ст.ст.12-1 – 12-4 УК). При этом подходы в квалификации изменены.

Существенно изменена система штрафов, используется понятие «штрафная единица».

1 штрафная единица (для совершеннолетнего) составляет 2 расчетные единицы = 30 грн. *2 = 60 грн.

Сейчас за основу принимается необлагаемый налогом минимум доходов граждан 17 грн., однако нельзя однозначно сказать, что в абсолютном выражении штрафы возрастают.

Например, по упомянутой ч.1 ст.212 УК «уклонение от уплаты налогов» сейчас сумма штрафа варьируется от 17 000, 00 грн. до 34 000,00 грн., а по законопроекту с учетом новых штрафных ставок это будет от 3 060,00 грн. до 18 000,00 грн. А в ч.1 ст.185 (кража) и ч.1 ст.186 (грабеж) УК штрафы действительно возросли (см. ниже).

При этом размер штрафа не может быть меньше суммы причиненного имущественного вреда, даже если эта сумма выше указанной в санкции статьи УК (ч.2-2 ст.53 УК). При этом установлены максимальные лимиты штрафов в таких случаях: 6000 грн. для уголовных проступков, 240 000 грн. для преступлений.

Отменяется освобождение от уголовной ответственности в связи с «деятельным раскаянием», «примирения с потерпевшим», «передачей лица на поруки», «изменением обстановки». В пояснительной записке такие правовые институты названы коррупционными.

Авторы в пояснительной записке декларируют цель сделать наказания неотвратимыми. Наказания за насильственные преступления унифицированы и ужесточены. Например, за квалифицированное убийство (ч.2 ст.115 УК), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст.348 УК) или судьи (ст.379 УК) будет предусмотрена одинаковая мера наказания – от 10 до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

Как утверждают авторы в пояснительной записке, за ненасильственные имущественные преступления ответственность смягчена. Однако приведем пример:

По краже согласно ч.1 ст.185 УК минимальный размер штрафа увеличился с 850 грн. до 3060 грн., а если осужденный штраф не в состоянии заплатить штраф, то другой альтернативы, кроме ареста или лишения свободы до 3 лет, не остается. Пересчет неуплаченного штрафа в таких случаях тоже возможен только на ограничение или лишение свободы. Более мягкие виды наказаний – общественные и исправительные работы – из санкции этой статьи исключены. Аналогично по другому ненасильственному преступлению – грабежу (ч.1 ст.186 УК).

Что подразумевали авторы под смягчением в этой части – не понятно. И похоже, что депутаты имеют смутное представление о доходах населения, особенно той его части, которая ради выживания готова пойти на кражу. Если не будет активно применяться ст.75 УК (а именно этого и хотят авторы законопроекта), то заполняемость мест лишения свободы возрастет.

Что касается уголовных проступков, то предусмотрено следующее:

1.Особенная часть Уголовного кодекса Украины поделена на две книги: 1. Преступления. 2. Уголовные проступки.

2.Книга 2. «Уголовные проступки» содержит:

  • около 100 простых составов проступков, перенесенных из Кодекса Украины об административных правонарушениях;
  • около 100 простых составов проступков, перенесенных из Уголовного кодекса Украины (преступления небольшой тяжести);
  • около 80 квалифицированных составов проступков (совершенных повторно, группой лиц и т.д.).

3. Любое нарушение общественного порядка влечет уголовную ответственность (выведено из административной ответственности). Административными правонарушениями останутся только деяния против порядка публичного управления, нарушение определенных правил, зачастую неосторожное.

4. Досудебное расследование проводится в упрощенной форме (дознание) и уже урегулировано действующим УПК (глава 25). При этом возможно применение только таких мер пресечения, как личное поручительство и личное обязательство. По ходатайству стороны обвинения, с согласия обвиняемого и потерпевшего, дело может быть рассмотрено судом в упрощенном производстве без вызова участников процесса (ст.381-382 УПК), причем право апелляционного обжалования такого приговора ограничено (ст.394 УПК).

5. Наказания за уголовный проступок:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • общественные работы;
  • исправительные работы;
  • служебные ограничения;
  • арест.

6. Наказание за уголовный проступок может быть только реальным, и освобождение с испытанием (ст.75 УК) не применяется.

7. Обвинительный приговор за проступок не влечет судимости (ч.1-1 ст.88 УК).

8. Срок давности по проступкам – 1 год.

«Изюминкой» законопроекта, (которая может вызвать серьезные дебаты в зале пленарных заседаний ВРУ) является введение согласно ч.4 ст.375 УК ответственности судьи за халатное отношение судьи к своим обязанностям, то есть их невыполнение или ненадлежащее выполнение, вследствие чего было принято незаконное судебное решение, которым осуждено невиновное лицо или причинен крупный имущественный вред или другие тяжкие последствия. Даны определения незаконного и необоснованного судебного решения.

Например, если апелляционный суд отменит обвинительный приговор суда и оправдает обвиняемого, то в каждом случае это будет основанием для регистрации уголовного производства, исход которого будет зависеть от доказанности наличия вины судьи в форме преступной халатности (что намного проще, чем доказать умысел). От категории уголовного дела – проступок или особо тяжкое преступление – это никаким образом не будет зависеть.

Это хорошо для стороны защиты, так как будет стимулировать применение презумпции невиновности на практике и толкование всех сомнений действительно в пользу обвиняемого. А вот гражданские и хозяйственные дела на суммы исков от 300 000 грн. судьи вообще будут бояться брать в производство, потому что по ним невозможно принять нейтральное для обеих сторон решение. Можно прогнозировать рост количества отказов в открытии судебного производства.

Законопроект об уголовных проступках мы давно ждали, по сути, он опоздал на 4 года. Однако его нельзя рассматривать только лишь как законопроект об уголовных проступках. Вносятся изменения на уровне уголовно-правовой доктрины, в основные понятия и подходы к решению проблем преступности. И именно в этих вопросах депутатам необходимо проявить особую осмотрительность.